Русский собор с французским акцентом
Светлана Шаляпина
16 июля 1816 года в Санкт-Петербург приехал Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand). В России его будут называть Август Августович, Августин Антонович. В России он станет крупнейшим петербургским зодчим позднего неоклассицизма, одним из основоположников архитектурной эклектики.
С 1831 года - Почётный вольный общник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, почётный член Академии Святого Луки в Риме, Академии изящных искусств во Флоренции и Института британских архитекторов в Лондоне.
Будущий архитектор родился 23 января 1786 года в Шайо, предместье Парижа. Родной отец Августа рано умер, и мальчика воспитывал отчим, художник и гравёр. Именно он обучил его рисованию.
1 октября 1806 года Монферран был принят в парижскую Королевскую школу архитектуры, но почти сразу был призван на военную службу и зачислен в 9-й конногвардейский полк наполеоновской гвардии. В бою в 1806 году он получил два ранения (в бедро и голову), в 1807-м оставил армию в звании сержанта.
Вернувшись, закончил школу архитектуры, служил в генеральной инспекции архитектуры Парижа. В 1813 году снова ушёл в армию. Отличившись в сражении при Арно, получил орден Почётного легиона. В 1814 году после отречения Наполеона Монферран вернулся в Париж.
Возобновил службу в генеральной инспекции архитектуры Парижа, участвовал в строительстве церкви La Madeleine (Ла Мадлен). Завершение архитектурного образования Монферран получил в мастерской главных архитекторов Наполеона, создателей стиля ампир - Шарля Персье и Пьера Фонтена.
После вступления русских войск в Париж в апреле 1814 года Монферрану удалось привлечь к себе внимание Александра I, преподнеся ему "Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I". Это коренным образом изменило его судьбу.
В этом альбоме были рисунки, проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки "Храброму Российскому воинству", "Колонны в честь всеобщего мира". Содержался краткий перечень необходимых строительных материалов и даже указывалась стоимость затрат.
Возможно, кому-то это покажется непатриотичным. Но после поражения Наполеона ситуация во Франции была очень сложной. Строительные работы в Париже резко сократились. С воцарением Людовика XVIII началась крайняя реакция, которая превратилась в "Белый террор", с которым правительство не могло справиться. Со стороны роялистов начались вспышки зверства против бонапартистов, республиканцев и протестантов.
Маршал Брюн был убит в Авиньоне, и труп его выброшен в Рону за то, что он в Марселе и Тулоне удерживал роялистов от насилий. Та же участь постигла генерала Рамеля. Самым известным из казнённых был маршал Ней.
Министром полиции Фуше были составлены списки, куда включались лица, воевавшие на стороне Наполеона. Их предполагалось казнить.
Неизвестно, как сложилась бы карьера Монферрана в Петербурге, если бы не произошло знакомство с Бетанкуром. Это случилось благодаря рекомендательному письму от знаменитого часового мастера Абрахама Брегге.
Августин де Бетанкур тоже бежал в Россию, когда Испанию оккупировали войска Наполеона. Испанский, затем российский государственный деятель и учёный, почётный академик Королевской академии искусств, генерал-лейтенант русской службы, инженер-архитектор, заложивший основы инженерного образования в России, изобретатель, строитель, инженер-механик и один из организаторов транспортной системы Российской империи, служил в особой свите императора.
Познакомившись с Монферраном, Бетанкур разглядел незаурядный талант молодого француза. Когда император Александр I в 1816 году поручил заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора Августину Бетанкуру, тот предложил создать такой проект молодому архитектору Огюсту Монферрану. В 1818 году Монферран представил проект, который был утверждён императором.
Конечно, завистников было много. Архитектор Антон Модюи выступил с резкой критикой проекта дебютанта. 9 марта 1825 года императору был представлен исправленный проект Монферрана. Новый проект был снова признан лучшим и утверждён Александром I 13 апреля 1825 года.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скреплённой металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрёл каменотёс и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 метров и весом 114 тонн за 40-45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за её подъемом наблюдали император Николай I с семьёй и многочисленные иностранные гости.
Строительство собора было завершено уже во время правления Александра II. Торжественное освящение Исаакиевского собора произошло 30 мая (11 июня) 1858 года. Собор освящён во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Пётр I.
Монферран прожил в России сорок один год, из них сорок лет посвятил строительству Исаакиевского собора. Как справедливо замечают некоторые исследователи, если бы он ничего не построил, кроме собора и Александровской колонны, имя его вошло бы в золотой фонд мирового зодчества. Однако Монферран был автором ещё целого ряда интереснейших произведений архитектуры как в Петербурге, так и в других городах России.
Строительство Исаакиевского собора продолжалось так долго, что о нём и вокруг него родилось множество легенд.
1.Люди верили, что пока будут стоять строительные леса, будет править династия Романовых. В этом есть смысл, ведь постоянный ремонт требовал огромных затрат, а средства выделяла царская казна.
Собор освободили от строительных лесов в 1916 году, а в марте 1917 года произошло отречение от российского престола императора Николая II.
2.Невыполнимой задачей казалось размещение тяжёлой постройки (весом 300 тысяч тонн) на болотистой местности Петербурга. Для строительства собора вбили в основание фундамента более 10 000 свай. Петербуржцы опасались, что сваи могут уйти под землю. А некоторые шутили: "Забили вторую, третью, четвёртую... Вдруг приходит письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи!"
3.Исаакиевскому собору много раз пророчили обрушение. Одна из городских легенд рассказывает про известного в те времена шутника Александра Жемчужникова, который однажды ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и навестил всех ведущих столичных архитекторов с приказанием "наутро явиться во Дворец ввиду того, что Исаакиевский собор провалился". Панику этот розыгрыш вызвал огромную.
4.Исаакиевский собор строился невероятно долго. Горожане стали поговаривать о существовании какого-то провидца, который предсказал Монферрану, что тот умрёт сразу после окончания строительства собора. Так это или нет, никто не знает. Но Монферран действительно скончался после того, как храм был освящён.
Огюст Монферран умер 28 июня 1858 года. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император
Александр II не дал на это разрешения, объясняя это тем, что архитектор был католиком. Гроб с его телом обнесли вокруг Исаакиевского собора, но отпевание Монферрана прошло в костёле святой Екатерины. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он был похоронен на Монмартрском кладбище.