Почему на Руси боялись кузнецов, зачем печники бутылки в кладке оставляли и другие древние секреты профессий
На Руси к представителям некоторых профессий относились двояко. Их уважали и в то же время боялись. Речь идет о печниках, мельниках и кузнецах. Так происходило потому, что наши предки верили в то, что эти люди обладали особыми знаниями, были в сговоре с потусторонним миром. Читайте в материале о мельниках, приносящих в жертву людей, о кузнецах, которые общались со злыми силами и о печниках, которые могли позвать в дом чертей.
В древние времена к кузнецам относились с особым почтением. Ведь они были способны даже победить Змея Горыныча, как гласили легенды. Люди считали, что кузнецы умеют лечить людей, «сковывать» их друг с другом. А так как эти мастера были способны изменять форму металла, следовательно, могли и «перековать» человеческую судьбу.
Неграмотные крестьяне не разбирались в технологиях ковки. Они думали, что так работать с металлом можно только после сговора с нечистой силой. Нередко в народе кузнецов называли хитрецами и колдунами.
Чтобы стать хорошим работником в этой области, требовалась большая физическая сила, а также знания и опыт. В те времена технологическое развитие было на низком уровне, и кузнецу нужно было хорошо знать особенности разных металлов.
Стать кузнецом было не каждому по силам, поэтому профессия была окутана легендами, кузнечное мастерство приравнивали к волшебству. Например, на чешском (близком к русскому) языке слово козни означает кузню, а кузнечество переводится как коварство. В народных заговорах часто использовали образ кузнеца.
Еще одной причиной недоверия к мастерам ковки было то, что кузни обычно строили на краю деревни, нередко у озера или реки. Крестьяне считали, что это делается для того, чтобы беспрепятственно общаться с нечистью. На самом деле кузнецы просто заботились о безопасности: в кузнице мастера работали с огнем, и если пламя вырвалось бы наружу, то не пострадали бы соседские избы. А вода — она обязательно пригодилась бы для тушения пожара. Все гораздо проще, чем придумывали односельчане, утрируя загадочность и неблагожелательность мастеров.
Мельники, ночующие на дне пруда
В древности крестьяне считали, что водяная мельница — своеобразная граница, на которой сталкиваются люди и нечисть болотная. Мельница считалась мужской территорией, на которую вход детям и женщинам был запрещен. Люди боялись бесов, потому строили мельницы подальше от деревень. Что качается хозяина, то есть мельника, то ему приписывали особые знания, с помощью которых он мог легко общаться с потусторонними силами. И те даже оказывали ему помощь.
Легенды гласят, что мельники не просто так получали расположение нечисти. Для этого им приходилось делать жертвоприношения. Это могла быть обычная еда: мука, крошки, сало, водка. Но не все так просто. Крестьяне верили, что мельники приносили в жертву черных животных. А самое жуткое — и странников, которые шли мимо мельницы ночью. Их якобы смалывали, словно зерно.
На мельников ставили печать «грешник, колдун», считали, что в Рай такие люди попасть не могут. А то, что работник был весь перемазан мукой, по мнению крестьян, он делал специально. Чтобы нечисть не приставала. Профессионализм мастеров не ценился, а относился к колдовству, постигать которое мельнику приходилось по ночам. Именно в темное время суток он спал на дне водоема, продав душу водяному. Вот это да!
Интересно, что сами мельники не особо спешили оправдаться. Им было даже выгодно, что про эту профессию распространяются страшные слухи — конкуренция меньше, можно спокойно передавать мастерство наследникам, а не задумываться о том, что кто-то может занять «хлебное» местечко.
Печники, способные напустить в дом чертей
Еще одна группа людей, которых наделяли особыми способностями — печники. Ведь они строили печи, которые издревле занимали ранг самых мифологизированных предметов в доме. Печка была границей между миром живых и мертвых. Говорили, что с печником нельзя спорить, чтобы он не наслал на человека неприятности. Например, не запустил в избу чертей. Во избежание такой ситуации люди щедро оплачивали труд мастеров.
Как и мельники, печники не разубеждали народ в их заблуждениях. Более того, если плата за возведение печки была слишком скудной, мастер мог подшутить над жадным крестьянином. Например, заложить в печь пищалку-дудочку или горлышко от бутылки. При нагревании, от потока воздуха эти предметы издавали ужасные звуки, которые крестьяне считали криками и вздохами кикиморы. А надо было просто не жадничать!
Столяры, и их магические топоры
Были и еще профессии, которых люди боялись и сторонились. Например, опасались общаться со столярами и плотниками, пастухами и гончарами.
Пастухи ассоциировались с колдунами. Говорили, что они дружат с лешим. Во время выгона скота пастух нередко читал заговор на охрану стада или проделывал специальный обряд. Понятно, ведь ответственность была велика. Однако это порождало страшные слухи. Мол, не зря у него коровы такие послушные, нечистая сила помогает.
Гончар был способен сделать из куска глины красивый кувшин. Наверняка в этом ему помогали черти. Значит, и порчу навести может. Крестьяне относились к огню с трепетом, а посуда обжигалась именно в нем. Значит, все, что создал гончар, может иметь магические свойства — горшок или иное изделие побывало в адском пламени.
Плотники и столяры считались воплощением зла, так как они пользовались топорами. А этот предмет магическими свойствами. Например, с его помощью можно было вызвать кикимор. А кому хочется, чтобы кто-то напустил на дом нечисть?