Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, как деревня Жыхорево на Лавуе в Егорьевском Лопском погосте[2].
На шведской «Генеральной карте провинции Ингерманландии» 1704 года, составленной по материалам 1678 года обозначена деревня Javarova[3].
Как деревня Сакарова она нанесена на «Географическом чертеже Ижорской земли» Адриана Шонбека 1705 года[4].
На карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта 1834 года она обозначена, как деревня Жихарево[5].
ЖИХАРЕВА — деревня принадлежит княгине Мещерской, число жителей по ревизии: 53 м. п., 58 ж. п.[6] (1838 год)
Согласно карте профессора С. С. Куторги 1852 года деревня называлась Жихарево[7].
ЖИХАРЕВА — деревня госпожи Сафоновой, по почтовому тракту и просёлочной дороге, число дворов — 18, число душ — 66 м. п.[8] (1856 год)
Число жителей деревни по X-ой ревизии 1857 года: 65 м. п., 65 ж. п.[9].
ЖИХАРЕВО — деревня владельческая при колодцах, число дворов — 21, число жителей: 62 м. п., 73 ж. п.[10] (1862 год)
Согласно подворной переписи 1882 года в деревне проживала 31 семья, число жителей: 60 м. п., 84 ж. п.; разряд крестьян — собственники земли[9].
По данным 1889 года 5033 десятины земли при деревне Жихарево с пустошью Валья, принадлежали купчихе А. А. Кононовой. Покупка земли произошла до 1868 года[11].
В XIX — начале XX века деревня административно относилась к Путиловской волости 1-го стана Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии[12].
С 1917 по 1921 год деревня Жихарево входила в состав Старомельнинского сельсовета Лукинской волости Шлиссельбургского уезда.
С 1921 года, в составе Сассарского сельсовета. Согласно военно-топографической карте Петроградской и Новгородской губерний издания 1921 года, река на которой находилась деревня Жихарево называлась Кавра[13].
С 1922 года, в составе Путиловской волости.
С 1923 года, в составе Ленинградского уезда.
С февраля 1927 года, в составе Мгинской волости, с августа 1927 года, в составе Мгинского района[14].
По данным 1933 года деревня Жихарево входила в состав Сассарского сельсовета Мгинского района[15].
С января 1942 года в деревне находились Управление военно-автомобильной дороги № 101, эвакопункт и распределительный госпиталь[16].
С 1954 года, в составе Васильевского сельсовета.
В 1958 году население деревни Жихарево составляло 545 человек.
С 1959 года, в составе Назиевского поссовета.
С 1960 года, в составе Волховского района.
С 1963 года, Назиевский поссовет подчинён Волховскому горсовету[14].
По данным 1966 и 1973 годов деревня Жихарево также находилась в подчинении Назиевского поссовета Волховского района[17][18].
По данным 1990 года деревня Жихарево входила в состав Назиевского поссовета Кировского района[19].
В 1997 году в деревне Жихарево Назиевского поссовета проживали 22 человека, в 2002 году — 24 человека (все русские)[20][21].
В 2007 году в деревне Жихарево Назиевского ГП — 20[22].
Деревня Жихарево.
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться111.10.2023 21:02:12
Поделиться211.10.2023 21:03:58
Жихарево: загадка Назии и реки Лавы
Поделиться311.10.2023 21:05:32
Жихарево в истории блокадного Ленинграда.
Поделиться418.10.2023 23:59:26
Между ж/д ст. Назия и птицефабрикой Синявинская по лесам и дорогам сохранилась 15-км. полоса легендарного "Коридора бессмертия", о котором в 2019 г. сняли телефильм. Он же - железная Дорога Победы "Поляны - Шлиссельбург", построенная за 18 дней в январе - феврале 1943 года, сразу после прорыва блокады Ленинграда...
А если выйти за околицу СНТ "Приладожское", то можно стать прямо на том месте, где в 1943 г. была построена станция "Междуречье", где под градом фашистских снарядов и бомб поезда со всего Советского Союза шли сквозь разорванное кольцо блокады - в Ленинград.. и рядом - братские могилы погибших железнодорожников. Точное местонахождение станции помогла определить схема из диссертации 1954 г. подп. Н.Я.Ревенчука о "Дороге Жизни" (Научная библиотека СПбГУ).
Ниже я поместил коллаж из аэрофотосъёмки (немецкого противника) с моими обозначениями участка Дороги Победы с 20 по 35 км. А также её трассу на современной спутниковой съёмке. За СНТ "Приладожское" следы Дороги теряются, уходя под птицефабрику.
Жёлтым показан район ст. Междуречье за СНТ Приладожское
______________________________________
1. Ледяная магистраль через Ладогу.
Впервые строительство железной дороги в осаждённый фашистами Ленинград началось по постановлению Государственного Комитета Обороны № 2531сс от 21 ноября 1942 г. и постановление Военного Совета Ленфронта № 001362 от 26 ноября 1942 г.
Тогда было решено проложить по льду Ладожского озера от разъезда Каботажная (район Осиновца) до ст. Кобона двухполосную 35-км. железную дорогу широкой и узкой колеи.Над её проектом работало специально созданное проектное бюро Управления Военно-Восстановительных работ № 2 Ленфронта, и привлечённые специалисты Лентранспроекта и Гидрометеорологического института.
Техническую узкоколейку планировали сдать 25 декабря 1942 г., а широкую колею во второй половине января 1943 г. Строительство получило шифр "№ 400".
Конструкция той железной дороги была свайно-ледяная, а сама она шла преимущественно по мелководной части Шлиссельбургской губы. По состоянию на 15 января 1943 г. в строительстве ледовой ж/д участвовали 11604 чел. К тому времени они очистили от снега 28 км. ледового покрова Ладоги, забили под лёд в дно озера 17871 свай и уложили на лёд 14,5 км. ширококолейного пути и 14,7 км. узкоколейного. Их работе очень мешали оттепели и подвижки льда, - в одну из них лёд как нож срезал 582 забитых сваи.
Между тем, - как полагал в своей успешно защищённой диссертации подп. Н.Я.Ревенчук, - "...Оперативность решений по этому вопросу и факт непосредственного руководства ГКО даёт право сделать вывод, что главной целью строительства свайно-ледяной ж/д линии через Ладожское озеро было стремление отвлечь внимание противника от подготавливавшегося прорыва блокады Ленинграда, то есть ОПЕРАТИВНОЙ МАСКИРОВКОЙ... В данном случае она убедила противника, что советское командование активных действий по прорыву блокады Ленинграда вести не намерено, если развёрнуты в таком большом объёме работы по строительству ж/д коммуникации через Ладожское озеро..."
________________________________________________
2. Дорога Победы от Шлиссельбурга до Назии.
12 января 1943 г. войска Ленфронта вместе с войсками Волховского фронта перешли в наступление против группировки немецко-фашистских войск на южном берегу Ладожского озера. Прорвав оборону противника, 18 января они соединились.
В день прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 г. ГКО принял решение № 2759 о строительстве ж/д линии Поляна - Шлиссельбург.
19 января 1943 г. Военный Совет Ленфронта принял постановление № 001449 «О строительстве железнодорожной линии от платформы 75 км. между станциями Жихарево и Назия до ст. Шлиссельбург Октябрьской железной дороги». В нём говорилось:
"Во исполнение постановления ГОКО от 18 января с.г. за № 2759/с Военный Совет Ленинградского фронта постановляет:
1. Построить железнодорожную линию от платформы 75 км. между станциями Жихарево и Назия до ст. Шлиссельбург Октябрьской железной дороги, общим протяжением 38 км., с постройкой мостов через реку Нева и Назия. Мост через реку Назия построить свайно-ледовой конструкции.
2. Работы по строительству свайно-ледовой переправы через Ладожское озеро прекратить. Материал с баз и от разборки ледовых переправ обратить на строительство железнодорожной линии ст. Жихарево - Шлиссельбург.
3. Строительство линии выполнить силами железнодорожных войск, спецформирований и местного населения, назначенных на строительство свайно-ледовой железнодорожной переправы широкой колеи и ледовой переправы узкой колеи через Ладожское озеро.
4. Строительство железнодорожной линии возложено на Начальника УВВР-2 тов. И.Г.Зубкова.
5. Тов. Зубкову приступить к изысканию ледовых переходов и представить проект и схемы мостов к исходу 24 января на утверждение Военного Совета фронта. Строительные работы для открытия движения произвести в 20-ти дневный срок и окончить к 8 февраля 1943 г.
6. Начальнику тыла ген.-лейт. тов. Лагунову выделить к 21 января в распоряжение тов. Зубкова:
- 40 тонн бензина и 40 тонн лигроина
- 200 палаток.
7. Трассы железнодорожной линии Жихарево - Шлиссельбург проложить по ранее существовавшей насыпи узкой колеи.
8. Распространить на строительство линии Жихарево - Шлиссельбург все условия, утверждённые решением ГКО от 21 ноября 1942 г. за № 2531/сс и постановлением ВС Ленфронта от 26 ноября 1941 г. за № 001362 для строительства ледовых железнодорожных переправ через Ладожское озеро, сохранив за этим строительством № 400.
Ком войск Ленфронта ген.полк. ГОВОРОВ
Член ВС Ленфронта Секретарь ЦК ВКП (б) А. ЖДАНОВ".
В период с 21 января 1943 г. по 6 февраля 1943 г. данный перегон был построен. Исторически его составили четыре участка:
1./ первые 3 км. железной дороги шли от ст. Шлиссельбург (ныне это ст. Петрокрепость) по правому берегу Невы до деревянно-свайного ж/д моста (начал строиться по постановлению ВС Ленфронта №001472 от 13 февраля, под руководством УВВР-2; доп. постановлением ВС Ленфронта № 001493 от 24 февраля мост приказывалось строить не только железнодорожным, но и автогужевым);
2./ следующий участок с 3 по 20 км. построили на базе старой узкоколейки Синявинских торфоразработок, "перешив" её на широкую колею. Трасса прошла через Рабочие Посёлки № 1, 2, 3, 4. На левом берегу Невы, примерно в районе Шлиссельбурга оборудовали разъезд - станцию "Левобережная";
3./ с 20 по 27 км. ширококолейный участок пришлось прокладывать "с нуля" на пересечённой местности, во время сильных морозов. Его строительство включало в себя постройку двух мостов через р. Назия и р. Чёрная, а также ж/д ст. Междуречье;
4./ начиная с 27 по 35 км. (до перегона Назия - Поляны) строительство как таковое не велось - там в эксплуатацию ввели уже существовавшую к тому времени железнодорожную ветку. На картах РККА её обычно нет, но на одном из предвоенных планшетов красными линиями помечено нечто похожее (возможно имелась ввиду грунтовка или насыпь).
Пропускная способность ж/д линии Поляна - Шлиссельбург вначале её эксплуатации была сравнительно невысокой и составляла в каждом направлении 118-116 вагонов в сутки, т.е. 2-3 поезда. Движение сильно ограничивала близость фронта - немцы начали регулярно обстреливать дальнобойной артиллерией железную Дорогу Победы на участке с 10 по 20 км.
Для повышения безопасности движения, 19 марта 1943 г. Военный Совет Ленфронта принял постановление № 001517 «О строительстве обходного пути железнодорожной линии Назия - Шлиссельбург». В нём говорилось: "...Построить второй путь ж/д колеи от ст. Междуречье до ст. Шлиссельбург, общим протяжением в 18,5 км. Срок окончания строительства установить 25 апреля 1943 г..." Этот последний участок был сдан в эксплуатацию ровно в срок, с обустройством ж/д ст. Липки.
К сожалению, полностью избежать обстрелов не удалось. Кроме того немцы начали атаковать Дорогу Победы с воздуха: известно, что за июль-сентябрь 1943 г. её бомбили 93 раза.
Однако с постройкой второй ветки пропускная способность железной дороги резко возросла: если в феврале 1943 г. через Шлиссельбург прямым сообщение прошло только 54 поезда, то в декабре 1943 г. - 308 поездов.
«Дорога Победы» завершила свою работу 10 марта 1944 г.
__________________________________
Подробно почитать о железной Дороге Победы Ленинграда можно в книге Ковальчук В. М. "Дорога победы осажденного Ленинграда", 1984 г.