Васильково. Деревня эта историю свою ведёт со времён незапамятных, а в 1500 году в Васильево (Васильково) на Лавуе-реке сеяли 10 коробей ржи и сена косили 160 копен Селиванко Онкудиев, Ольферко Васьков с сыном Семёнкой, Спирько Исаков и сын его Савка, Яшко Исаков с сыном Васто. Владел же волосткой на лавуйских берегах с 1495 года Иван Мышецкий и его сыновья - Семён, Иван, Фёдор, Алексей. Начавшийся в XV веке от князей Смоленских, к середине XIX века род князей Мышецких стал захудалым и малоизвестным. Одной из причин этого угасания явилось разъятие ветвей дворянского рода Мышецких - деятелей раскола - по отдалённым местам. Немногое сохранилось в архивах и от "Васильковских" Мышецких, в том числе планы и межевые дела да челобитная 1715 года в Сенат крестьянина дворцовой волости С. Ларионова на князя М. Мышецкого. Во время "царского величества со Шведским королём" Ларионов из деревни Пекколы, что располагалась на левом берегу Лавы, перешёл "с женою своею и с родниками" в поместье Мышецкого на той же реке. А князь стал незаконно принуждать Ларионова" жить за ним и платить ему подати".
Помещик П. Мышецкий в 1721 году выстроил в Васильково деревянную церковь во имя святой Троицы, которую разобрали 1833 году. Князь М. Г. Мышецкий в 1781 году возвёл деревянную церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы. В 1891 году обветшавший храм, служба в котором уже долго не велась, отремонтировали на средства артиста Мариинского театра Ф. К. Никольского, но до нашего времени Покровская церковь в Васильково не дошла. Несколько полуразрушенных надгробных плит на Васильковском погосте - вот и все реальные свидетельства от века XVIII. На одной из них вырезана надпись: "На сем месте погребено тело рабы Божией младенца княжны Анисьи Петровны Мышецкой преставися 1786 года марта 31 дня жития ея было 3 мца и 6 дней".
После многократных дележей недвижимого имущества и межевания земель наследниками Мышецких и помещика М. Мордвинова (дело велось 47 лет) Васильково Новоладожского уезда стало селом коллективного владения и принадлежало действительной статской советнице Коржевской, надворному советнику Калгину, капитану Крутову, коллежскому советнику Сахарову. Павлу Ивановичу Сахарову, чиновнику по особым поручениям Провиантского департамента Военного министерства и кавалеру нескольких орденов, принадлежало 250 десятин земли - таково было приданое его супруги Н. П. Сахаровой, урождённой княжны Мышецкой. В 1828 году, стремясь получить добавочную ссуду в Опекунском совете, Сахаров составил подробное описание своего имения. В то время в Васильково, Городище, Сирококасске и Сиболе проживало 80 душ мужского пола, в усадьбе - 2 дворовых человека и 23 крестьянина. Помещик отмечал, что "промышленность крестьян состоит в хлебопашестве, в расчистке сенокосов и пашни из-под лесов, врубке, вывозке и сплаве дров по реке Лаве и Ладожскому каналу и в доставлении оных и сена в Санкт-Петербург на продажи. Господское строение - деревянное, дом, сад и огороды при реке Лаве, скотные дворы, гумно, рига, хлебные и материальные амбары, сараи и людские избы в селе Васильково".
Мукомольная мельница Упоминал Сахаров и водяную мельницу на реке Лаве, место для которой в 1813 году уступили владельцы левого берега Скворцов и Арцебашеывы. "Мукомольный подошвинник о двух поставях и толчеях" приносил Сахарову помолом "постороннего хлеба" немалый доход. В 1828 году началось по инициативе П. И. Сахарова и на его средства, пожертвования прочих помещиков и "доброхотных деятелей" строительство каменной церкви во имя святой Троицы. Денег на кирпич, бут, известь и плиту не хватило, поэтому Павел Иванович вынужден был просить их заимообразно в Комиссии духовных училищ. Проект церкви в декабре 1827 года составил архитектор Строительного комитета Министерства внутренних дел П. И. Висконти. Храм возводили прихожани под наблюдением местного священника А. Н Белявина. Нехватка средств послужила причиной отказа от многих задуманных архитектором декоративных деталей на фасадах и привела к существенному упрощению облика здания. Размеры церкви сравнительно невелики: длина 21,3 метра, ширина - 10, 7 метров. Освятил новую Троицкую церковь в августе 1833 года протоирей новоладожского собора Михаил Грузинский. Одним из гостей на этом торжестве в Васильково был академик архитектуры и профессор Санкт-Петербургской Академии художеств К. А. Тон. А прибыл он по приглашению мужа дочери Сахарова Елизаветы - А. И. Крутова. Бравый гвардии капитан, награж денный серебряной медалью 1812 года, вышел в отставку и стал инспектором Училища Академии художеств, где получил знак 15-летия беспорочной службы и орден святой Анны. Андрей Иванович знал многих петербургских зодчих, скульпторов, художников. Может быть, кто-то из академических живописцев расписал свод купола Васильковской церкви?
«Васильково».М.И.Лебедев Летом 1833 года в имение Крутова отправился воспитанник академии пейзажист М. И. Лебедев, чтобы выполнить программу к конкурсу на Большую золотую медаль- вид в окрестностях Ладожского озера. Созданная на берегах Лавы картина (Русский музей) принесла автору долгожданную награду. На подготовительном рисунке к конкурсному полотну Лебедев заметил: " Так как сей вид чрезвычайно прекрасен , то я не стал лучшего искать - писать здесь удобно - освещение от 3-х до 7 часов вечера - и что главное, нет никакого строения - 12 июня (понедельник) начну я писать". Здесь же появился ряд других картин и рисунков. Этюд "На опушке леса", по воспоминаниям Кармановой, художник писал близ самого сарая, над ним много смеялись, что выбрал такое приятное место". Картина с видом села Васильково (Третьяковская галерея) заслужила самые лестные отзывы современников: "Лесок, водица, деревенька на пригорке, но так прелестны, что глаз не сводишь с них" На холсте представлена во всех подробностях усадьба Сахаровых -Крутовых: мельница, господский дом с башенкой, хозяйственные постройки, "увеселения" на "спуске с горы на луговое место". Вдали видна колокольня только что возведённого храма, в лодке на реке художник изобразил себя и детей Крутова. Из всех построек сохранилась плотина мельницы и церковь, поэтому только благодаря таланту пейзажиста мы сможем представить себе усадьбу полтора столетия назад. Так Василькова навсегда вошло в историю русского искусства. И забытые могилы, повалившиеся стелы и кресты на церковном кладбище напоминают о бывшей когда-то в Васильково жизни. Здесь погребены крестьяне Елисеевы и Ф. Д. Козлов, помещики И. П. и М. Я, Коржевские, вдова майора Е. И. Кронберг, А. И. Гусев, Е. И. Мижуева (урожд. Сахарова), Н. П. и П. И. Сахаровы. На надгробии П. И. Сахарова стояла скульптура из известняка - голова воина в шлеме с забралом. Шлем изображен в числе других воинских атрибутов и на гербе старинногго дворянского рода Сахаровых, в 1613 году жалованного поместьями, занесённого в писцовые и родословные книги. После кончины деятельного и предприимчивого П. И. Сахарова было проведено в 1848 году очередное межевание, а владельцы заключили" полюбовную сказку", обязавшись не препятствовать проезду по просёлочным дорогам, "мосты и дороги чинить и изгороди городить непременно всем вообще".
Мост через реку Лава В те годы сооружен каменный мост на проходившей через Васильково Старой большой Тихвинской дороге. Мост соединил два берега реки и два уезда Санкт-Петербургской губернии: река Лава оставалась границей, но на этой раз между Шлиссельбургским и Новоладожским уездами. В феврале 1852 года А. И Крутов продал за 40 тысяч рублей князю П. А. Урусову земли в деревнях Анютиной, Городище, Сирокасске, пустоши Подол, Войпала, а капитану путей сообщения П. П. Клокову Васильково с "водяною мукомольною мельницею на реке Лаве с принадлежащим к ней строением, амбаром, колесником, плотиною, избою для мельника и двором для приезда помольщиков". Проданы были хозяйственные сараи, амбары, харчевни, огороды, конопляники, кузница, прачечная изба, плитная ломка в Войпале. Еще в начале ХVIII веке "мраморная мельница" на реке поставляла камень в Петергоф, а в 1910-е годы существовало акционерное товарищество "Бут Сирокасски". Вторая половина XIX века стала временем запустения "дворянских гнёзд". В Васильковском приходе, который составляли 5естных деревень, проживало 497 человек. В Сассоре было 7 дворов лютеран-чухонцев. Землю о брабатывали преимущественно старики и дети, взрослые уходили на заработки, и лишь немногие возвращались к сенокосу. Четыре ветхих помещичьих усадебных дома арендовали крестьяне.
Зимний парк в Васильково Туго приходилось и церковному притчу, получавшему помощь от одного из наследников прежних владельцев А. Ф. Зубарева, церковного старосты С. И. Ермошина. Средств едва хватало на то, чтобы отапливать церковь и нанять сторожа. Протоирей, священник и псаломщик жили в трёх деревянных домах, похожих на крестьянские избы. В церковно-приходской школе, выстроенной с помощью земства, воспитывалось 25 человек. Васильково и соседние деревни оживлялись во время крёстных ходов. В конце XIX - начале XX веков приходе насчитывалось 90 дворов и 628 человек. Землевладельцами были: отставной штабс-капитан А. Н, Андреевский, А. П. Буйницкая, П. Н. Дубасов, тайный советник А. Ф. Зубарев, Е. И, Зубарева, гвардии полковник в отставке член Новоладожский уездной управы И. Ф. Зубарев. Деревянный зубаревский дом в изменённом виде, конечно, виде сохранился до сих пор. Замечательная история, связанная с именами незаурядных людей, великолепные памятники зодчества, являющийся памятником природы каньон реки Лавы- всё это Васильково. Даже в своём теперешном печальном виде- с разрушающейся мельничной плотиной и гибнущим мостом, с церковью-руиной и заброшенным вековым парком, - оно переносит нас в утраченный навсегда дивный мир русской усадьбы. В Васильково непременно нужно побывать, чтобы прикоснуться к гармонии высокой архитектуры и редкого по красоте природного окружения.
По материалам газеты "Ладога" (М. Штатнова)